Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки
Image
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ЗАБОТА" ГОРОДА КУРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
305044 г Курск, ул Краснознаменная, д 16
Электронный адрес: Zabota_46@mail.ru
Zabota.deti@mail.ru (детское отделение)

График работы:
Понедельник - пятница 9.00 - 17.30
перерыв  13.00 - 13.30
суббота, воскресенье выходной

Телефон: +7 (4712) 34-37-31
Факс: +7(4712) 34-33-55

По вопросам социального обслуживания 
+7 (4712) 34-33-55
По вопросам оформления в дом-интернат 
+7 (4712) 34-33-06
По вопросам реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
+7 (4712) 34-33-06
Image
МЕНЮ

Доклад дефектолога Комплексный характер в образовательной реабилитации детей с ограниченными возможно

Комплексный характер в образовательной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

 

В настоящее время возросло количество детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в специализированной помощи педагогов и врачей разных направлений. Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильно слаженной и грамотно организованной работы всех участников медико-психолого-педагогического процесса.

Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер.

При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

В рамках работы каждого специалиста намечается своя траектория развития и коррекции, которая подчиняется общим задачам и целям комплексной медико-психолого-педагогической работы.

Основная деятельность учителя-дефектолога в образовательной организации направлена на реабилитацию / абилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, которые испытывают трудности в овладении основной общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С целью оказания качественной образовательной услуги, коррекции и компенсации психофизических недостатков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные условия.

Комплексный подход логопеда-дефектолога основывается на следующих положениях:

 распознание ранних признаков речевых нарушений и их влияние на общее психическое развитие;

- своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности;

- учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;

- учет закономерностей развития детской речи в норме;

- дифференцированный подход к коррекционной работе с детьми;

- единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;

-одновременное коррекционно – воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и аффективно–волевую сферу

Основные направления работы логопеда-дефектолога в условиях комплексного сопровождения детей с ОВЗ.

  1. Дифференцированная (индивидуализированная) организация коррекционно-образовательной деятельности:

− индивидуальные логопедические занятия;

− применение здоровьесберегающих технологии: арттерапия, игровая артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, массаж, пескотератия, элементы сенсорной терапии, театрализация.

  1. Социальная адаптация ребёнка
  2. Расширение коррекционного пространства и активное включение ребёнка с ОВЗ в жизнь общества:
  3. Разработка индивидуального маршрута ребёнка с ОВЗ специалистами учреждения.
  4. Сопровождение семьи: − индивидуальные занятия «родитель-ребёнок»; − консультативный пункт; − семейные клубы.
  5. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

- развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи, мелодико-интонационной окраски;

- коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

- коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

- коррекцию звукопроизношения;

- коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;

- коррекцию процессов чтения и письма

- развитие психических процессов, коммуникативных навыков.

Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной форме.

Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

 

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем: 

  • Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
  • Конкретность и доступность заданий
  • Умеренный темп работы
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
  • Использование различных образовательных технологий (ИКТ, здоровьесберегающие технологии,технология диалогового обучения; технология опережающего обучения; технология личностно-ориентированного подхода, игровые технологии, техногогия дифференцированного обучения)

Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным. Также, в работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, форма работы индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического
  • воздействия, использование компьютерных технологий и технических средств обучения;

 Следующее направление логопедического сопровождения – это консультативная работа.

Её цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.  

Консультативная работа включает:

- разработку индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;

- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;

- оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Последний раздел в логопедическом сопровождении -информационно-просветительская работа

Целью её является: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса

Осуществляя работу по данному направлению, логопед использует различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями;

- проводит тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.

Таким образом, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является значимой вехой в коррекционном процессе. Оно развивает и корригирует речевое развитие детей, формирует речевые предпосылки к усвоению  дошкольной и школьной программ, позволяет решать задачу успешной социализации детей.

Своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).

 

Доклад дефектолога «Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ»

«Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ»

       Дыхание – это жизнь. Действительно, если организм может обходиться без воды несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

      Дыхание – единственная вегетативная функция, которую человек может регулировать произвольно. Нарушение дыхания влечёт за собой сбой в работе других органов и систем, патологию осанки.

     Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислотно-щелочного состояния организма. Формирование оптимального дыхательного стереотипа, напротив, приводит к нормализации работы внутренних органов, исправлению осанки, укреплению иммунитета. Использование дыхательной гимнастики с учётом состояния ребёнка с ОВЗ, интересов и степени усталости, её направленность на стимуляцию когнитивных функций, способствует оздоровлению, повышает эффективность социализации. Дыхательные упражнения проводятся в различных формах оздоровительной работы: во время занятий в тренажёрном зале, ЛФК, после дневного сна, на физминутках в процессе образовательной деятельности педагогами центра.

      Чтобы лучше понять смысл и задачи дыхательной гимнастики следует вспомнить физиологию. Внешнее дыхание – процесс обмена газами между атмосферой и альвеолами лёгких. В зависимости от того, какие отделы лёгких больше участвуют в газообмене, выделяют типы дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное, диафрагмальное и полное.

      При верхнегрудном типе дыхания вентилируются преимущественно верхние доли лёгких. Частота дыхания при верхнегрудном типе самая высокая, а процесс газообмена менее эффективный. Такой тип дыхания физиологичен у маленьких детей. По мере взросления он должен постепенно заменяться другими типами. Если этого не происходит, верхнегрудной тип дыхания формирует под «себя» осанку: грудной кифоз распространяется на нижние шейные позвонки, голова выдвигается вперёд, рот приоткрывается. Такой тип дыхания у детей с аденоидами, часто болеющими простудными заболеваниями, имеющими хроническую болезнь  лёгких, и предрасполагает к болезням.

      Нижнегрудной тип дыхания: грудная клетка при вдохе расширяется, а при выдохе – сужается. Хорошо вентилируются средние отделы лёгких. Диафрагма не участвует в этом типе дыхания или участвует в качестве пассивного клапана. Нижние отделы лёгких не вентилируются. У детей с таким типом дыхания грудная клетка выглядит такой: поперечный размер увеличен, а передне-задний – уменьшен.

     Диафрагмальный тип дыхания: на вдохе диафрагма опускается, живот слегка выступает вперёд; на выдохе живот подтягивается, диафрагма поднимается. В процессе диафрагмального дыхания наиболее реализуется присасывающая функция диафрагмы, что способствует предупреждению венозного застоя в органах брюшной полости, малого таза. Полное дыхание включает последовательное заполнение воздухом всех лёгких. Объём дыхания максимален, а частота минимальна. Немногие люди используют полное дыхание в обычной жизни, но оно часто применяется в дыхательную гимнастику. Дыхательная система детей несовершенна. Жизненная ёмкость лёгких мала, а потребность в кислороде велика, а для детей с ОВЗ особенно.

      Дыхательная гимнастика включает дыхательные упражнения, которые могут быть статистическими и динамическими. Статистические дыхательные упражнения не предусматривают движения. Эти упражнения могут быть с затруднённым вдохом или затруднённым выдохом. Во время прогулки, дайте ребёнку понюхать цветок (рот закрыт, ноздри раздвинуты). Многие дети сопят, а не нюхают, помогите почувствовать разницу. Игра с одуванчиком поможет ребёнку понять, что такое дыхание. Дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, потом носом, поочерёдно прижимая к переносице  то одну ноздрю, то другую. Очень полезна для развития лёгких игрушка – свисток. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой, весело и полезно. Детям  постарше можно предложить надувать воздушные шарики. Существуют множество дыхательных упражнений: заставить двигаться бумажку с одного края стола на другой, задуть свечу, поиграть с мыльными пузырями, сдуть перышко с ладони и т.д. Медленный выдох помогает детям с ОВЗ расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Динамические дыхательные упражнения предусматривают движения туловища и конечностей в сочетании с дыханием. Например: руки в стороны – вдох, обними себя руками – выдох. При проведении дыхательной гимнастики особый акцент делается на выполнение физических упражнений с закрытым ртом и формирование носового дыхания, что способствует укреплению дыхательной системы, формированию оптимального дыхательного стереотипа, повышению сопротивляемости организма простудным заболеваниям.

        В центре проходят реабилитацию дети с различными заболеваниями: ДЦП, РАС (расстройства аутистического спектра), с заболеванием дыхательной системы, ЧБД (часто болеющие дети), дети с гиперактивностью, с задержкой речевого развития. В работе с детьми с ОВЗ используются специально разработанные,  дыхательные упражнения.  Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков, улучшают нервно-психическое состояние и в итоге способствуют социальной адаптации детей с ОВЗ.

  1. «Покачай игрушку» (для развития диафрагмального дыхания) И.п. Ребёнок лежит на спине, на животе в области диафрагмы лёгкая игрушка. Вдох через нос – игрушка приподнимается вверх, выдох через нос – игрушка опускается. Взрослый произносит рифмовку: качели вверх, качели вниз, крепче ты,  дружок, держись.
  2. «Надуй шарик» (для снятия психического напряжения) И.п. Ребёнок сидит или стоит. «Надуй шарик», широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью, выдыхает воздух – ф-ф-ф. «Шарик лопнул» - ребёнок произносит: «ш-ш-ш», выпячивая губки хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
  3. «Подуем на вертушку» И.п. – ноги вместе, руки с вертушкой внизу. Выполнение на счёт 1-2 – на вдохе согнуть руки с вертушкой в локтях и поднести вертушку к губам;3-6 – на выдохе сильно подуть на вертушку. При повторении вертушку взять в другую руку.
  4. «Ворона» И.п. – ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: на счет 1-2 –развести руки в стороны, как крылья (вдох); 3-6 – медленно опускать руки и произносить на выдохе «кар-р-р», максимально растягивая звук «р». Чёрный уголёк на веточке сидит, на весь лес он «кар-р-р» кричит.
  5. «Семафор» И.п. – сидя на полу, ноги вместе. Выполнение: на счёт 1-2- поднять руки в стороны (вдох); 3-6 – медленно опустить руки вниз (длительный выдох, одновременно произносить «с-с-с»). Путь машинам укажу: за порядком я слежу.
  6. «Вырасти большой» И.п. – основная стойка. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох). Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох), произнести: «У -х-х». Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.

 

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, и медикаментозное, и терапевтическое, развивая ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма. Дыхательную гимнастику не следует проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости и внимательно следить за самочувствием ребёнка во время занятий.

 

Список литературы:

  1. Хворостухина С.А. Дыхание по Стрельниковой. М: 2006.61 с.
  2. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика. Игровые комплексы (младшая группа). Волгоград. 2012. 127 с.
  3. Коновалова Н.Г. Корниенко Л.В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Волгоград. 2012. 54 с.

      

 

 

Новости

Мероприятия

Курское долголетие

Инновационные формы