Комплексный характер в образовательной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время возросло количество детей с особыми образовательными потребностями, нуждающихся в специализированной помощи педагогов и врачей разных направлений. Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильно слаженной и грамотно организованной работы всех участников медико-психолого-педагогического процесса.
Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер.
При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
В рамках работы каждого специалиста намечается своя траектория развития и коррекции, которая подчиняется общим задачам и целям комплексной медико-психолого-педагогической работы.
Основная деятельность учителя-дефектолога в образовательной организации направлена на реабилитацию / абилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов, которые испытывают трудности в овладении основной общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С целью оказания качественной образовательной услуги, коррекции и компенсации психофизических недостатков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные условия.
Комплексный подход логопеда-дефектолога основывается на следующих положениях:
распознание ранних признаков речевых нарушений и их влияние на общее психическое развитие;
- своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности;
- учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;
- учет закономерностей развития детской речи в норме;
- дифференцированный подход к коррекционной работе с детьми;
- единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
-одновременное коррекционно – воспитательное воздействие на сенсорную, интеллектуальную и аффективно–волевую сферу
Основные направления работы логопеда-дефектолога в условиях комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
- Дифференцированная (индивидуализированная) организация коррекционно-образовательной деятельности:
− индивидуальные логопедические занятия;
− применение здоровьесберегающих технологии: арттерапия, игровая артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, массаж, пескотератия, элементы сенсорной терапии, театрализация.
- Социальная адаптация ребёнка
- Расширение коррекционного пространства и активное включение ребёнка с ОВЗ в жизнь общества:
- Разработка индивидуального маршрута ребёнка с ОВЗ специалистами учреждения.
- Сопровождение семьи: − индивидуальные занятия «родитель-ребёнок»; − консультативный пункт; − семейные клубы.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;
- развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи, мелодико-интонационной окраски;
- коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
- коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
- коррекцию звукопроизношения;
- коррекцию и развитие фонематического слуха, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;
- коррекцию процессов чтения и письма
- развитие психических процессов, коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые проходят в индивидуальной форме.
Работать с детьми с ОВЗ обычными традиционными методами и приемами, мало. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
- Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
- Частый повтор упражнений с элементами новизны
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
- Конкретность и доступность заданий
- Умеренный темп работы
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
- Использование различных образовательных технологий (ИКТ, здоровьесберегающие технологии,технология диалогового обучения; технология опережающего обучения; технология личностно-ориентированного подхода, игровые технологии, техногогия дифференцированного обучения)
Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным. Также, в работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, форма работы индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:
- тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
- компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм и методов логопедического
- воздействия, использование компьютерных технологий и технических средств обучения;
Следующее направление логопедического сопровождения – это консультативная работа.
Её цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- разработку индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;
- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;
- оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Последний раздел в логопедическом сопровождении -информационно-просветительская работа
Целью её является: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса
Осуществляя работу по данному направлению, логопед использует различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями;
- проводит тематические выступления для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.
Таким образом, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ является значимой вехой в коррекционном процессе. Оно развивает и корригирует речевое развитие детей, формирует речевые предпосылки к усвоению дошкольной и школьной программ, позволяет решать задачу успешной социализации детей.
Своевременная и действенная коррекционная работа логопеда предупреждает, минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД).