МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ДЦП У ДЕТЕЙ
Детский церебральный паралич или ДЦП — это комплекс нарушений, влияющих на способность человека двигаться, поддерживать равновесие и осанку. Слово «церебральный» указывает на состояние, касающейся головного мозга, а «паралич» означает «слабость», трудности с контролем мышц.
Церебральный паралич развивается вследствие нарушения нормального развития центральной нервной системы или повреждения головного мозга, что влияет на способность контролировать свои мышцы.
К установленным причинам угрозы возникновения ДЦП относятся:
- Инфекционные заболевания матери во время беременности.
- Генетические мутации.
- Гипоксия плода.
- Врожденные пороки развития головного мозга
Факторы риска развития ДЦП в течение беременности
- Разный резус-фактор или группа крови у матери и ребенка
- Многоплодная беременность
- Сопутствующие заболевания матери
- Вредные привычки матери
- Факторы среды
Факторы риска развития ДЦП во время родов
- Осложненные роды
- Низкая или избыточная масса тела ребенка при рождении
- Тазовое предлежание плода
- Родовые травмы
Проявления заболевания разнообразны, и соответствуют тяжести состояния ребенка с ДЦП: от потребности в посторонней помощи в течение всей жизни, к способности ходить, используя специальные средства, или даже полностью самостоятельно.
Детский церебральный паралич (ДЦП) не прогрессирует со временем, однако, отдельные симптомы могут меняться в течение жизни: если не проводить лечение ребенка с ДЦП, сокращение мышц и мышечная "жесткость" могут усилиться. Детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из наиболее частых причин инвалидности в детском возрасте.
Выделяют четыре основных формы ДЦП в зависимости от нарушений мышечного тонуса:
- Спастическая форма - напряженные мышцы. Спастический церебральный паралич является наиболее распространенным, и составляет 80% всех случаев. Тонус мышц повышен, они постоянно находятся в состоянии сокращения, что затрудняет деятельность.
- Атактическая форма - нарушение равновесия и координации. Дети с атактической формой церебрального паралича испытывают трудности с равновесием и координацией.
- Дискинетическая форма - неконтролируемая двигательная деятельность. При дискинетическом ДЦП наблюдаются неконтролируемые движения рук или ног; они могут быть как медленные и гибкие, так и быстрые и порывистые.
- Смешанная форма - невозможно выделить признаки только одной формы ДЦП, что больше преобладает, зато проявляются симптомы различных типов одновременно.
Обсуждая диагноз – спастический тетрапарез, что это заболевание появляется в силу различных обстоятельств: травма спинного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, спинальные и церебральные инсульты, острое нарушение кровообращения мозга, последствия нейрохирургических операций, нейродегенеративные заболевания, а именно растерянный склероз. Спастический тетрапарез у детей проявляется при неврологических нарушениях. Для него характерно выраженное повышение мышечного тонуса, в результате которого пациент не способен расслабить мускулатуру. В мышцах рук и ног, конечности и суставы человека постоянно находятся в нефизиологическом - согнутом или вывернутом положении. Даже пассивные движения при этой патологии очень затруднены.
Спастический тетрапарез – проявление ДЦП, борьбу с ним нужно начинать с первых дней установления диагноза.
Массаж - метод, широко применяемый при спастическом тетрапарезе. Регулярные курсы такого лечения помогают справиться с напряжёнными мышцами и ослабить их тонус. Кроме того, маленьким пациентам рекомендованы разнообразные физические упражнения на особых тренажёрах, специально разработанных для этой болезни. Спастический тетрапарез – тяжёлая неврологическая патология. Однако при интенсивных усилиях родителей и врачей можно добиться значительных успехов в лечении и облегчить жизнь.
Существует много методов консервативной и альтернативной медицины, используемых для лечения больных с церебральными параличами. Сегодня невозможно этих пациентов вылечить полностью, однако уже существуют схемы лечения, которые направлены на развитие функций, которых не хватает для возможности вести как можно более полноценную жизнь:
- Кинезиотерапия (массаж, лечебная физкультура).
- Медикаментозное лечение (препараты ботулотоксина А, центральные миорелаксанты).
- Сенсорная интеграция, сенсорная комната.
- Акупунктурная терапия.
- Средства ортопедической коррекции этапное гипсование, ортезирование, ортопедическая обувь, шины по показаниям.
- Хирургическое лечение (удлинение сухожилий, уменьшение тонуса пораженных мышц). - Иппотерапия, акватерапия в специализированных центрах и бассейнах.
Реабилитации по Методу проф. Козявкина, по Системе интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР), подлежат пациенты со всеми формами детского церебрального паралича.
Лечение направлено на улучшение, как моторного, так и психо-речевого развития ребенка, нормализацию мышечного тонуса, увеличение объема пассивных и активных движений в суставах, улучшение кровообращения, обмена веществ и трофики тканей.
Метод лечения положением – пассивное удержание частей тела пациента с церебральным
параличом в позах, близких к физиологическим с помощью специальных приспособлений: укладок, подушек, шин, ортезов, гипсовых лангет, тейпов, ортопедической обуви.
Принудительной фиксации какой-либо части тела обычно предшествует массаж с применением расслабляющих приемов.
Для глобального изменения позы тела пациента с выраженными парезами применяют специальное оборудование: вертикализаторы, тренажер Гросса, тренажер «Паук», позволяющие ребенку, с уменьшенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат, сохранять вертикальное или подвешенное положение, тренируя опору, шаговые движения, координацию и т.п. при помощи инструктора.
Механотерапия (вариант пассивной кинезиотерапии). В настоящее время подавляющее большинство оборудования для механотерапии работает на основании принципа биологической обратной связи (БОС), совмещая пассивные и активные методики кинезиотерапии
Данный метод физической реабилитации заключается в последовательном выполнении дозированных упражнений на приборах и механизмах, сконструированных особым образом в направлении целевого развития отдельных групп мышц и суставов. Следует всегда помнить, что механотерапевтический аппарат, сколь совершенным бы он ни был, все же не способен с абсолютной точностью воспроизводить двигательные функции человека во всем их многообразии. Упражнения на механизмах носят строго нормализованный характер, выполняются по заранее заданной схеме, с определенной скоростью, амплитудой и нагрузкой. Поэтому механотерапия всегда выполняет вспомогательную роль по отношению к лечебной гимнастике, которая изначально предполагает большую свободу выбора темпа, формы и направленности движений. При этом в комплексе с механотерапией лечебная гимнастика показывает существенно более высокую результативность, нежели без нее.
Также в процессе занятий лечебной физической культурой (ЛФК) систематически возрастающая дозировка мышечной работы обеспечивает все более расширяющийся уровень дыхания, повышение потребления кислорода, увеличение минутного объёма дыхания, возрастание максимальной вентиляции лёгких и бронхиальной проходимости. Стимулирующие действие физических упражнений оказывает положительное влияние на дыхание в целом: обеспечивает восстановление нарушенной координации отдельных звеньев дыхательного акта, улучшается механика дыхания. Так же укрепляется мышечный корсет.
Созданию положительного эмоционального фона на занятиях ЛФК способствует соблюдение дидактических принципов физического воспитания, в первую очередь, уважения личности ребёнка, соответствие предлагаемых физических упражнений возможностям его организма. Программы занятий подбираются для каждого ребенка индивидуально. Учитывается физиологические физические данные ребенка, степень локализации поражения, степень подготовленности детей к занятиям и антропометрические данные. Занятия проводятся с каждым ребенком индивидуально, в зависимости от характера ребенка или его психологического состояния – в случае необходимости в присутствии родителей.