Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки
Image
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ЗАБОТА" ГОРОДА КУРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
305044 г Курск, ул Краснознаменная, д 16
Электронный адрес: Zabota_46@mail.ru
Zabota.deti@mail.ru (детское отделение)

График работы:
Понедельник - пятница 9.00 - 17.30
перерыв  13.00 - 13.30
суббота, воскресенье выходной

Телефон: +7 (4712) 34-37-31
Факс: +7(4712) 34-33-55

По вопросам социального обслуживания 
+7 (4712) 34-33-55
По вопросам оформления в дом-интернат 
+7 (4712) 34-33-06
По вопросам реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
+7 (4712) 34-33-06
Image
МЕНЮ

Доклад педагога психолога Обеспечение комплексной реабилитации в работе педагога-психолога детей с ОВЗ

Обеспечение комплексной  реабилитации в работе педагога-психолога детей с ОВЗ

Добрый день. Я педагог – психолог «Социально-реабилитационного центра «Забота» г. Курска и Курской области» Марина Владимировна Богатырева. Наш центр на протяжение многих лет занимается реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Центра или на дому. В начале 2021г. на базе детского отделения было создано подразделение «Микрореабилитационный центр».

 Задачей нашего подразделения является проведение мероприятий в отношение детей-инвалидов на дому, в привычной для них обстановке. Курс включает в себя от 15 до 20 занятий, продолжительностью от 20 до 45 минут, а также консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с патологиями.

 Важнейшими задачами современной системы реабилитации детей данной категории является обеспечение комплексности, которая предполагает: анализ диагностической информации о ребенке и оценке его реабилитационного потенциала; прогнозирование и разработку индивидуальных программ реабилитации; качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно реабилитационных программ, требующих участия в их реализации семьи и необходимых специалистов.

Каждый из указанных аспектов реабилитации сам по себе в отдельности не позволяет достичь желаемого результата, его эффективность может повыситься только при условии взаимосвязи и согласованности действий всех участников реабилитационного процесса: психологов, педагогов, логопедов-дефектологов, массажистов, инструкторов ЛФК, других специалистов и семьи.

 С учетом того, что успех реабилитации во многом зависит от семьи, в комплексной программе предусматриваются работа с родителями («Школа для родителей», консультации, обучающие занятия)

 Это означает, что процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. Реабилитационные меры психологического, педагогического, воспитательного, социального плана должны использоваться одномоментно, в комплексе с соответствующими квалифицированными специалистами, включенными в разработку и реализацию реабилитационного плана. Одновременное параллельное взаимодействие специалистов разных профилей, объединенных реализацией комплексной программы реабилитации, направленной на социальную адаптацию ребенка, позволяет каждому специалисту, занимаясь нарушениями клинического, психологического, педагогического, социального плана, сохранять в поле зрения каждого из них «ребенка в целом».

 При организации психолого-педагогической помощи в процессе восстановления здоровья ребенка необходимо учитывать следующие факторы:

  • возраст ребенка;
  • индивидуальные анатомо-физиологические особенности;
  • возраст, в котором произошел манифест болезни и ее длительность;
  • характер и тяжесть течения основного заболевания;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • негативные психофизические последствия болезни, одним из которых может стать нарушение мнестических функций и интеллектуальной сферы, искажение социальной ситуации развития;
  • и, конечно, имеющийся реабилитационный потенциал.

Для успешного междисциплинарного взаимодействия и гармоничной интеграции содержания психолого-педагогической помощи в программу комплексной реабилитации ребенка специалисты психолого-педагогического профиля должны уметь ориентироваться в клинической информации о ребенке, учитывать форму и объем других видов реабилитационного воздействия, а также цель и задачи реабилитации текущего этапа. Специалисты психолого-педагогического профиля при определении содержания помощи должны исходить из того, что любая хроническая болезнь всегда порождает триаду последствий. Это первичные психологические нарушения, непосредственно связанные и обусловленные болезнью (болевые ощущения, снижение работоспособности, нарушение интеллекта, восприятия и движений). Вторичные нарушения в виде различных психологических отклонений, возникающих в силу болезни – проблемы социальной адаптации и интеграции, трудности ориентировки в окружающем пространстве, медленный темп усвоения новых знаний и другие. Третичные нарушения, вследствие искажения социальной ситуации развития, в частности, из-за регулярных госпитализаций и перемен в образе жизни, ограничения социальных контактов, изменения детско-родительских отношений и искажения стиля воспитания и многое другое 

Все вышесказанное определяет цель психолого-педагогической помощи в реабилитации больного ребенка – предупредить или сгладить негативное влияние болезни на процесс развития детской личности  Для достижения этой глобальной цели необходимо создать в процессе лечения условия для решения следующих задач:

  • обеспечения эффективности лечения;
  • удовлетворения возрастных и особых психологических потребностей;
  • развития психологического потенциала и социализации детей с учетом этиологии, структуры и тяжести заболевания, реабилитационного потенциала;
  • повышения комплаентности к лечению;
  • оптимизации детско-родительских отношений в ситуации болезни.

Практическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностика психического и личностного развития ребенка;
  • разработка, реализация и оценка эффективности содержания специальной психолого-педагогической помощи ребенку;
  • логопедическая помощь детям с особенностями становления и патологией речи;
  • создание социально-комфортной развивающей обстановки;
  • организация досуговой деятельности;
  • психотерапевтическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
  • социально-трудовая и профессиональная ориентация подростков.

Как уже говорилось, совокупность таких клинико-психологических факторов как этиология болезни, возраст ребёнка и тяжесть физического состояния определяют специфику организации и направления психолого-педагогической помощи

Так, психолого-педагогическая помощь в абилитации детей раннего возраста должна содействовать последовательному психофизическому развитию ребенка с последствиями перинатальной патологии ЦНС, а не восстановлению утраченных функций, которые у него не были сформированы в силу возрастных особенностей. Деятельность специалистов (учителей-дефектологов, учителя-логопеда, семейного психолога) с детьми раннего возраста в настоящее время имеет весомое научно-методические оснащение. Она включает в себя инструмент раннего выявления психологических проблем ребенка и междисциплинарного взаимодействия путем своевременного направления врачом ребенка на консультацию к специалисту психолого-педагогического профиля, диагностику актуального психологического возраста в период раннего детства, дифференцированное содержание образовательного процесса в первые три года жизни для детей разных психолого-педагогических категорий, средства реабилитации, дидактический и игровой инструментарий, адаптивные текстильные изделия.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с болезнями нервной системы и опорно-двигательного аппарата традиционно считаются одним из наиболее методически обеспеченных направлений помощи. В последние годы для развития потенциальных психических возможностей и социализации детей с болезнями нервной системы создана технология психолого-педагогического обследования и оценки социального поведения детей с тяжелой сочтенной патологией ЦНС, разработаны развивающие наборы пособий и игрушек.

При изучении особенностей социальной адаптации и развития личности детей с соматическими болезнями получены объективные доказательства зависимости физического и психологического состояния больного ребенка от компетентности родителей. Считаем, что приверженность родителей к лечению должна учитываться при оценке состояния здоровья ребенка с хронической патологией. Первостепенная роль родителей в восстановлении здоровья ребенка стала основанием для разработки алгоритма психолого-педагогической помощи семье.

В частности, критерием результативности психолого-педагогической реабилитации является положительная динамика психического развития и социализации. Путем сопоставления показателей в основных линиях психического развития или сферах, в том числе при продолжительности курса на 20 день, можно вынести следующее заключение: отсутствие, минимальная, умеренная, значительная динамика, а также охарактеризовать приверженность и участие родителей в формировании здоровья ребенка: отсутствие, минимальное, умеренное, значительное.

 

Новости

Мероприятия

Курское долголетие

Инновационные формы