Обеспечение комплексной реабилитации в работе педагога-психолога детей с ОВЗ
Добрый день. Я педагог – психолог «Социально-реабилитационного центра «Забота» г. Курска и Курской области» Марина Владимировна Богатырева. Наш центр на протяжение многих лет занимается реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья на базе Центра или на дому. В начале 2021г. на базе детского отделения было создано подразделение «Микрореабилитационный центр».
Задачей нашего подразделения является проведение мероприятий в отношение детей-инвалидов на дому, в привычной для них обстановке. Курс включает в себя от 15 до 20 занятий, продолжительностью от 20 до 45 минут, а также консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей с патологиями.
Важнейшими задачами современной системы реабилитации детей данной категории является обеспечение комплексности, которая предполагает: анализ диагностической информации о ребенке и оценке его реабилитационного потенциала; прогнозирование и разработку индивидуальных программ реабилитации; качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно реабилитационных программ, требующих участия в их реализации семьи и необходимых специалистов.
Каждый из указанных аспектов реабилитации сам по себе в отдельности не позволяет достичь желаемого результата, его эффективность может повыситься только при условии взаимосвязи и согласованности действий всех участников реабилитационного процесса: психологов, педагогов, логопедов-дефектологов, массажистов, инструкторов ЛФК, других специалистов и семьи.
С учетом того, что успех реабилитации во многом зависит от семьи, в комплексной программе предусматриваются работа с родителями («Школа для родителей», консультации, обучающие занятия)
Это означает, что процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. Реабилитационные меры психологического, педагогического, воспитательного, социального плана должны использоваться одномоментно, в комплексе с соответствующими квалифицированными специалистами, включенными в разработку и реализацию реабилитационного плана. Одновременное параллельное взаимодействие специалистов разных профилей, объединенных реализацией комплексной программы реабилитации, направленной на социальную адаптацию ребенка, позволяет каждому специалисту, занимаясь нарушениями клинического, психологического, педагогического, социального плана, сохранять в поле зрения каждого из них «ребенка в целом».
При организации психолого-педагогической помощи в процессе восстановления здоровья ребенка необходимо учитывать следующие факторы:
- возраст ребенка;
- индивидуальные анатомо-физиологические особенности;
- возраст, в котором произошел манифест болезни и ее длительность;
- характер и тяжесть течения основного заболевания;
- наличие сопутствующих заболеваний;
- негативные психофизические последствия болезни, одним из которых может стать нарушение мнестических функций и интеллектуальной сферы, искажение социальной ситуации развития;
- и, конечно, имеющийся реабилитационный потенциал.
Для успешного междисциплинарного взаимодействия и гармоничной интеграции содержания психолого-педагогической помощи в программу комплексной реабилитации ребенка специалисты психолого-педагогического профиля должны уметь ориентироваться в клинической информации о ребенке, учитывать форму и объем других видов реабилитационного воздействия, а также цель и задачи реабилитации текущего этапа. Специалисты психолого-педагогического профиля при определении содержания помощи должны исходить из того, что любая хроническая болезнь всегда порождает триаду последствий. Это первичные психологические нарушения, непосредственно связанные и обусловленные болезнью (болевые ощущения, снижение работоспособности, нарушение интеллекта, восприятия и движений). Вторичные нарушения в виде различных психологических отклонений, возникающих в силу болезни – проблемы социальной адаптации и интеграции, трудности ориентировки в окружающем пространстве, медленный темп усвоения новых знаний и другие. Третичные нарушения, вследствие искажения социальной ситуации развития, в частности, из-за регулярных госпитализаций и перемен в образе жизни, ограничения социальных контактов, изменения детско-родительских отношений и искажения стиля воспитания и многое другое
Все вышесказанное определяет цель психолого-педагогической помощи в реабилитации больного ребенка – предупредить или сгладить негативное влияние болезни на процесс развития детской личности Для достижения этой глобальной цели необходимо создать в процессе лечения условия для решения следующих задач:
- обеспечения эффективности лечения;
- удовлетворения возрастных и особых психологических потребностей;
- развития психологического потенциала и социализации детей с учетом этиологии, структуры и тяжести заболевания, реабилитационного потенциала;
- повышения комплаентности к лечению;
- оптимизации детско-родительских отношений в ситуации болезни.
Практическая работа осуществляется по следующим направлениям:
- диагностика психического и личностного развития ребенка;
- разработка, реализация и оценка эффективности содержания специальной психолого-педагогической помощи ребенку;
- логопедическая помощь детям с особенностями становления и патологией речи;
- создание социально-комфортной развивающей обстановки;
- организация досуговой деятельности;
- психотерапевтическая помощь родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
- социально-трудовая и профессиональная ориентация подростков.
Как уже говорилось, совокупность таких клинико-психологических факторов как этиология болезни, возраст ребёнка и тяжесть физического состояния определяют специфику организации и направления психолого-педагогической помощи
Так, психолого-педагогическая помощь в абилитации детей раннего возраста должна содействовать последовательному психофизическому развитию ребенка с последствиями перинатальной патологии ЦНС, а не восстановлению утраченных функций, которые у него не были сформированы в силу возрастных особенностей. Деятельность специалистов (учителей-дефектологов, учителя-логопеда, семейного психолога) с детьми раннего возраста в настоящее время имеет весомое научно-методические оснащение. Она включает в себя инструмент раннего выявления психологических проблем ребенка и междисциплинарного взаимодействия путем своевременного направления врачом ребенка на консультацию к специалисту психолого-педагогического профиля, диагностику актуального психологического возраста в период раннего детства, дифференцированное содержание образовательного процесса в первые три года жизни для детей разных психолого-педагогических категорий, средства реабилитации, дидактический и игровой инструментарий, адаптивные текстильные изделия.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с болезнями нервной системы и опорно-двигательного аппарата традиционно считаются одним из наиболее методически обеспеченных направлений помощи. В последние годы для развития потенциальных психических возможностей и социализации детей с болезнями нервной системы создана технология психолого-педагогического обследования и оценки социального поведения детей с тяжелой сочтенной патологией ЦНС, разработаны развивающие наборы пособий и игрушек.
При изучении особенностей социальной адаптации и развития личности детей с соматическими болезнями получены объективные доказательства зависимости физического и психологического состояния больного ребенка от компетентности родителей. Считаем, что приверженность родителей к лечению должна учитываться при оценке состояния здоровья ребенка с хронической патологией. Первостепенная роль родителей в восстановлении здоровья ребенка стала основанием для разработки алгоритма психолого-педагогической помощи семье.
В частности, критерием результативности психолого-педагогической реабилитации является положительная динамика психического развития и социализации. Путем сопоставления показателей в основных линиях психического развития или сферах, в том числе при продолжительности курса на 20 день, можно вынести следующее заключение: отсутствие, минимальная, умеренная, значительная динамика, а также охарактеризовать приверженность и участие родителей в формировании здоровья ребенка: отсутствие, минимальное, умеренное, значительное.